Еще одной ветвью фэнтези, которую помешанный на политкорректности Запад опасается выделить в отдельный жанр – что отнюдь не мешает ей успешно существовать и развиваться, – является женская фэнтези. К коей, собственно, и относится все творчество Энн Маккефри, как одной из наиболее типичных и успешных представительниц жанра. Но чем же так отличается женская фэнтези от всех прочих? В конце концов, никто до сих пор почему-то не додумался выделить в отдельный жанр «мужскую фэнтези»! Но дело здесь не только в мужском шовинизме, как, наверняка, воскликнули бы самые оголтелые феминистки. Просто область приложения сил фантастов мужчин, пожалуй, все же более широка и разнообразна, ее сложнее втиснуть в узкие рамки классификации. Творчество же авторов-женщин, несмотря на весь их талант, более специфично и имеет вполне определенные характерные черты. Прежде всего, это детальная проработка мира. Описания отличаются поразительной продуманностью и натурализмом, вплоть до того, что, читая произведения таких писательниц как Элизабет Линн или Кэролайн Черри, начинаешь ловить себя на мысли, что герои и может, по сути, представляют для автора куда меньший интерес, нежели само миротворчество. Любовное описание интерьеров, конской сбруи или платья может занимать целые страницы, заставляя вспомнить убранные пассажи французских «шозистов», Алана Робб-Грийе и иже с ним. Подлинным мастером в этом направлении смело можно назвать также Урсулу Ле Гуин, в последних романах которой действие окончательно принесено в жертву бытописательству и этнографическим изысканиям. Не спорим, это вызывает восторг у эстетов… однако позволим себе усомниться, насколько это интересно массовому читателю. В конце концов, о вреде крайностей предупреждали еще древние греки. С тем же любовным тщанием относится писательницы к проработке психологии героев – и в этом зачастую выгодно отличается от собратьев-мужчин. Благодаря их стараниям, сегодня фэнтези – это уже не картонная схема, где персонажи – марионетки на фоне условных декораций сражаются деревянными мечами. В сказочное направление авторы привнесли традиции истинной Литературы, и от этого жанр отнюдь не пострадал. И правда, сегодняшнему читателю уже недостаточно действия в чистом виде. И лучшими образчиками фэнтези можно по праву считать те, где герои предстают вполне реальными людьми, с реальными страхами и заботами, реальными мотивациями поступков и не менее реальными взаимоотношениями. М. Кижина |