В молчанье слов, Сказка?!Но если есть фантастика «научная», следовательно, должна существовать и некая «ненаучная»? Само слово «фантастика» подразумевает, что речь пойдет о вещах, не существующих в действительности, вымышленных, одним словом – фантастических. Что же получается, на свете наличествует такая вещь, как «вымышленный вымысел»? Название звучит несколько странно, однако обозначаемое им понятие благополучно существует, причем уже не одну тысячу лет. Как правило, мы впервые сталкиваемся с ним в детстве и воспринимаем его, как должное, не сомневаясь, что услышанное нами является самой настоящей реальностью. Это сказки. Самые обыкновенные и привычные сказки. Таким образом, получается парадоксальная вещь – то, что в ХХ веке было поименовано сказочной фантастикой или литературой в стиле фэнтези, прекрасно существовало и процветало за много тысячелетий до присвоения ярлыка. Собственно, сказка родилась одновременно со способностью человека осознавать свое место в пространстве и времени, говорить, давать названия окружающим вещам и понятиям. Что можно назвать первыми сказками человечества? Предания о живущих рядом духах природы, позже – мифы, сказания, саги… Корни и происхождение любой сказки при внимательном изучении уведут вас в такую непредставимую глубину веков, что дух захватывает. Таким образом, можно уверенно сказать – фэнтези не есть порождение ХХ века. Он только дал ей имя и словесное воплощение. Безусловно, самая большая заслуга в этом принадлежит небезызвестному профессору филологии и лингвистики из Оксфорда Джону Р. Р. Толкину, впервые сформулировавшему принципы сказочной фантастики и охарактеризовавшему мир, в котором эти принципы и понятия могут существовать. И не только существовать, но и сосуществовать с пластом бытия реальной человеческой жизни. Возникло такое понятие, как «мифологическое пространство» – мир, находящийся «за поворотом» обыденного, живущий по своим законам и не любящий чужаков – то есть людей. Итак, что же такое сказочная фантастика, именуемая еще красивым заграничным словом фэнтези? Прежде всего это, конечно, сказка Волшебная сказка со своими законами и правилами игры, порой принимающими весьма причудливые и странные формы, со своими жителями, многие из которых уже были вам знакомы, а некоторые являются сугубым порождением фантазии и изобретательности авторов, со сложившимися образами типичных героев и их противников и порой даже со своей историей и мифологией (эдакая сказка внутри сказки). Фэнтези весьма многогранна и непредсказуема, с легкостью варьируется от непритязательных боевиков, действие коих разворачивается в некоем неопределенном мире, обычно напоминающем слегка завуалированное средневековье, до наполненных глубоким философским и религиозным содержанием романов Джона Р. Р. Толкина или Урсулы Ле Гуин. Однако при внимательном рассмотрении можно вычислить те несколько параметров, которые с той или иной степенью достоверности позволяют безошибочно отнести прочитанную вами книгу к жанру фэнтези, а при внимательном чтении – даже вычислить, с какой именно разновидностью фэнтези вы имеете дело. Ибо, зародившись как волшебная сказка и «история о несуществующем мире», сказочная фантастика довольно быстро разбилась на несколько отдельных течений. Эти течения вполне отличаемы друг от друга, однако – и в этом парадокс и привлекательность фэнтези – они редко могут весты раздельное существование. Сочинив небывалую страну, автор волей-неволей вынужден населить ее не менее небывалыми существами (иначе в чем будет выряжаться ее необычность?) и наделить ее обитателей достаточно необычными или хотя бы непривычными свойствами. Таким образом, миротворчество немедленно дополняется непременной магией, а в зависимости от того, какие герои пройдут по этой земле и какие события с ними произойдут, мы получим то ли героическую фэнтези, то ли «историю о колдовстве», то ли хитроумную историю о политических интригах во имя пока еще неведомых нам идеалов, а то и вообще такой совсем недавно возникший жанр, как альтернативная история. Итак, на что же мы ориентируемся, причисляя то или иное произведение к фэнтези, какие авторы преимущественно разрабатывают имеющиеся направления и что же, вообще, такое сказочная фантастика? М. Кижина |