Василий Головачев. «Посланник»
Ажи-Дахак
В «Авесте», собрание священных писаний зороастризма, датируемом первой половиной I тысячелетия до н.э. рассказывается о трехглавом драконе Ажи-Дахаке.
Ажи-Дахака, по зароастрийским текстам, является «сыном Хрутаспа, потомка Сиямака и Нашак в шестом колене; правнуком Таза, сына Фравака и Фравакиен, а его мать была дочерью Удаи, чьи предки — все до единого — были злейшие дэвы и вели свой род от самого Духа Зла, — вот почему дочь Удаи породила чудовищного змея на погибель миру» [1].
Вот каков был Ажи-Дахака:
Трехпастный, шестиглазый,
Коварный, криводушный…
Перевод И. Стеблина-Каменского
Его жестокость не знала границ, а замыслы были поистине ужасающи. Согласно «Мифологическому бестиарию», об этом рассказывает гимн, посвященной древнеиранской богине Ардви — покровительнице вод и плодородия, любви и деторождения. Дракон пришел на берег океана, принес жертвы Ардвисуре Анахите, моля даровать ему такую удачу, чтобы можно было обезлюдить всю землю.
Жертву богатую приносил ей
Трехпастный, чудовищный
Ажи-Дахака…
Сотню коней отборных пожертвовал,
Тысячу лучших быков пожертвовал,
Десять тысяч овец пожертвовал.
Вот что просил он:
«О, добрая, щедрая,
Ардви могучая и непорочная!
Дай, ниспошли мне такую удачу,
Чтобы всех людей сумел истребить я!»
Не даровала подобной удачи
Злому трехпастному Ажи-Дахаке
Ардви могучая и непорочная.
Перевод С. Северцева
Но зато Ангхро Майнья дал великую силу и власть трехглавому змею.
Для дальнейшего повествования предоставим слово Салавату Галлямову. «С помощью предателя Спитьюры, Ажи Дахака сверг Йиму с престола и завладел властью. Сестер царя, красавиц Арнавак и Сахнавак он взял в жены. Сам же Йима, еще сто лет скрывался от Ажи Дахаки и Спитьюры. Но злодеи выследили его в стране Чин (Китай), схватили и распилили заживо острозубой пилой.
Убив Йиму, Ажи-Дахака захватил власть и установил тысячелетнее царство Зла, приказав каждый день убивать 2 иранских юношей, а из мозга готовить себе кушанье, которое, как это видно в «Шах-Наме» было, собственно говоря, не ему, а змеям, сам же Дахак хотел таким путем избавиться от них.
За 40 лет до конца своего правления Ажи-Дахак увидел пророческий сон:
Трех воинов увидел царь во сне,
Одетых, как знатнейшие в стране.
Посередине — младший светлоликий,
… Алмазный блеск на царском кушаке
И палица булатная в руке
Он устремился в бой как мститель правый,
Надел ошейник на царя державы.
перевод С. Липкина
Испугавшись своего сна, Заххак созвал звездочетов, которые истолковали сновидение и предсказали, что скоро родится Траэтаона, отец которого Атвиа, согласно «Авесте» являлся потомком Йимы в восьмом поколении, было кому было предначертано свергнуть тиранию Ажи-Дахаки. В «Авесте» говорится, что рождение сына Траэтаоны в семье Атвий было наградой, ниспосланной свыше за то, что Атвйа был вторым из людей после Вивахванта, который выжал золотистый сок Хаомы и тем самым совершивший благодеяние, угодное богам.
Атвйа рассказал юному Траэтаоне как Ажи-Дахака и Спитьюра убили Йиму, распилив его живого на части. И Траэтаона поклялся убить Ажи-Дахаку, отомстить тем самым за смерть своего предка.
Траэтаона был вскормлен на чудесном лугу молоком волшебной коровы Бермайе, разноцветной как оперение павлина (позже ее убили слуги Ажи Дахаки). Когда герою исполнилось пятнадцать лет, он заручился покровительством ахуров и язатов, а с небес к нему слетела Хварна.
В это время кузнец Кава, семнадцать из восемнадцати сыновей которого были схвачены для прокорма змей Ажи-Дахака, поднимает восстание против Ажи-Дахаки и собрав людей, приходит к Фаридуну, который возглавил войско и начал войну с ненавистным змеем. Траэтаона победил Ажи-Дахаку, но не убил его, так как Соруш, посланник Ормазда — Ахура-Мазды говорит Траэтаоне, что еще не настал час смерти Дракона и поэтому, по божьему промыслу, Ажи-Дахака был прикован цепью к горе Демавенд (сев. Иран)» [2].
В легенде сказано, что на вершине этого вулкана поставили огромный белый камень, белую скалу, которая является печатью для Ажи-Дахака. Там и поныне Ажи-Дахака ожидает конца света. И когда злодей ревет, вулкан извергает потоки лавы.
У Фирдоуси в «Шах-Наме» об этих событиях говорится более литературно-поэтически. В арабизованной форме имя Ажи-Дахака известно как Заххак или Зохак, Траэтаона известен как Фаридун. У Фирдуоси Зохак был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона.
[1] Рак И. В. Зароастрийская мифология, СПб. 1998
[2] Галлямов С. Башкорды от Гильгамеша до Заратуштры. Башкортостан, Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999