Новое, и то, что где то уже было
Еще одной ветвью фэнтези, которую помешанный на политкорректности Запад
опасается выделить в отдельный жанр – что отнюдь не мешает ей успешно
существовать и развиваться, – является женская фэнтези. К коей, собственно, и
относится все творчество Энн Маккефри, как одной из наиболее типичных и успешных
представительниц жанра.
Но чем же так отличается женская фэнтези от всех прочих? В конце концов, никто
до сих пор почему-то не додумался выделить в отдельный жанр «мужскую фэнтези»!
Но дело здесь не только в мужском шовинизме, как, наверняка, воскликнули бы
самые оголтелые феминистки. Просто область приложения сил фантастов мужчин,
пожалуй, все же более широка и разнообразна, ее сложнее втиснуть в узкие рамки
классификации. Творчество же авторов-женщин, несмотря на весь их талант, более
специфично и имеет вполне определенные характерные черты.
Прежде всего, это детальная проработка мира. Описания отличаются поразительной
продуманностью и натурализмом, вплоть до того, что, читая произведения таких
писательниц как Элизабет Линн или Кэролайн Черри, начинаешь ловить себя на
мысли, что герои и может, по сути, представляют для автора куда меньший интерес,
нежели само миротворчество. Любовное описание интерьеров, конской сбруи или
платья может занимать целые страницы, заставляя вспомнить убранные пассажи
французских «шозистов», Алана Робб-Грийе и иже с ним.
Подлинным мастером в этом направлении смело можно назвать также Урсулу Ле Гуин,
в последних романах которой действие окончательно принесено в жертву
бытописательству и этнографическим изысканиям. Не спорим, это вызывает восторг у
эстетов… однако позволим себе усомниться, насколько это интересно массовому
читателю. В конце концов, о вреде крайностей предупреждали еще древние греки.
С тем же любовным тщанием относится писательницы к проработке психологии героев
– и в этом зачастую выгодно отличается от собратьев-мужчин. Благодаря их
стараниям, сегодня фэнтези – это уже не картонная схема, где персонажи –
марионетки на фоне условных декораций сражаются деревянными мечами. В сказочное
направление авторы привнесли традиции истинной Литературы, и от этого жанр
отнюдь не пострадал. И правда, сегодняшнему читателю уже недостаточно действия в
чистом виде. И лучшими образчиками фэнтези можно по праву считать те, где герои
предстают вполне реальными людьми, с реальными страхами и заботами, реальными
мотивациями поступков и не менее реальными взаимоотношениями.
Таков мир фэнтези. Ойкумена, объединившая десятки «литературных вселенных» и
добавившая их в отдельный макрокосм мировой литературы. Ненаучная фантастика
окончательно сложилась как жанр с определенными традициями, правилами игры и
состоявшимися классиками, которых будут читать и в следующем столетии, да,
наверное, и всегда.
М. Кижина